Если вы собираетесь изучать программирование на Java, то неизбежно столкнетесь с понятием «объект». Это одно из ключевых слов в языке и основа всей объектно-ориентированной разработки. Без понимания, что такое объект, разобраться в Java невозможно. В этой статье мы простым языком объясняем суть данной концепции, зачем она нужна, как с ней работать и на что обратить внимание начинающему кодеру.
Главный ингредиент кода: что надо знать об объектах Java, чтобы писать как профи
Что такое объекты Java, их основные характеристики, как их создавать и как с ними работать

Что такое объект в Java
Объект в Java — это нечто, что существует в памяти вашей программы и умеет что-то делать или хранить данные. Чтобы проще понять, представьте себе реальный мир. Например, вы — это объект. У вас есть характеристики (имя, возраст, рост) и действия (ходить, говорить, учиться). То же самое относится и к объектам в Java.
“В Java объекты создаются на основе классов. Класс — это шаблон, в котором описано, какими свойствами и действиями должен обладать объект.
Например, если есть класс «машина», то по нему можно создать множество разных объектов: «машина Ауди», «машина Тойота», «машина Лада». Все они будут следовать одному шаблону, но отличаться значениями полей (например, цветом, скоростью).
Объект — это как конкретная вещь, сделанная по чертежу. Класс — это сам чертеж. Когда программа запускается, и вы создаете объект, Java выделяет память и записывает туда нужную информацию. С этого момента вы можете работать с этим объектом: вызывать у него методы, читать или изменять его поля.

Во всех Java-программах объекты играют главную роль. Почти все, что вы пишете, так или иначе связано с созданием и использованием объектов. Это основа объектно-ориентированного программирования — подхода, на котором построен язык Java.
Основные характеристики объекта
У каждого объекта в Java есть три ключевые характеристики:
Состояние — это данные, которые хранит объект. Обычно это значения переменных. Например, у объекта «книга» состояние может включать название, автора и количество страниц.
Поведение — это то, что объект умеет делать. В Java поведение задается с помощью методов. У «книги» может быть метод read(), а у «машины» — startEngine().
Идентичность — каждый объект существует в памяти отдельно. Даже если у двух объектов одинаковое состояние, это все равно два разных объекта. Java отслеживает каждый объект по ссылке в памяти.
Эти характеристики делают объекты универсальным и удобным способом моделировать реальный мир в коде.
Нет времени читать статью?
Получите ответы от практикующих специалистов на бесплатном занятии в вашем городе
Как создаются объекты в Java
Чтобы создать объект, используется ключевое слово new. С его помощью вы говорите Java: «Создай мне новый экземпляр вот этого класса». Пример:
Car myCar = new Car();
Здесь:
Car — это имя класса (шаблона).
myCar — это переменная, в которой хранится ссылка на объект.
new Car() — команда создания нового объекта с вызовом конструктора.
Конструктор — это специальный метод, который запускается при создании объекта. В нем можно задать начальные значения.
При создании объекта Java выделяет ему место в памяти, а переменная (myCar) просто указывает на этот участок памяти.
Работа с объектами
После того как объект создан, вы можете с ним работать:
вызывать методы:
myCar.startEngine();
читать значения полей:
System.out.println(myCar.color);
менять значения:
myCar.color = "red";
Такое взаимодействие позволяет строить гибкую и понятную логику программы. Вы не просто храните данные — вы работаете с ними как с реальными объектами, у которых есть свое поведение.
Память и объекты
Все объекты в Java хранятся в так называемой куче (heap) — специальной области памяти, где размещаются данные во время выполнения программы. Когда вы пишете new Car(), Java создает объект в куче, а в переменную записывает ссылку на него.
Если вы присвоите одну переменную другой:
Car secondCar = myCar;
то secondCar и myCar будут указывать на один и тот же объект в памяти.
Java сама следит за тем, какие объекты больше не используются. Если объект стал недостижим (на него не ссылается ни одна переменная), Java удалит его из памяти — этим занимается сборщик мусора (Garbage Collector). Вам не нужно очищать память вручную, как, например, в языке C++.
Различие между объектом и классом
Разница между классом и объектом — это как разница между рецептом и готовым блюдом. Класс описывает, из чего состоит объект и что он умеет. Это просто инструкция.
Объект — это конкретный результат этой инструкции. Вы можете создать 10 объектов одного класса, и каждый из них будет отдельным экземпляром с собственным состоянием и поведением.
Важно не путать эти понятия: класс — это теория, объект — это практика.

Хотите стать программистом?
Мы собрали подборку курсов для людей с разным уровнем подготовкиПерейтиПримеры создания и использования объектов
Рассмотрим простой пример:
public class Dog {
String name;
int age;
void bark() {
System.out.println(name + " гавкает");
}
}
public class Main {
public static void main(String[] args) {
Dog dog1 = new Dog();
dog1.name = "Шарик";
dog1.age = 3;
dog1.bark(); // Шарик гавкает
}
}
Здесь мы создали класс Dog, а потом объект dog1. Мы задали ему имя, возраст и вызвали метод bark().
Вы можете создать и второго пса:
Dog dog2 = new Dog();
dog2.name = "Бобик";
dog2.age = 5;
dog2.bark(); // Бобик гавкает
Так объекты взаимодействуют друг с другом и ведут себя независимо.
Хотите не просто пользоваться технологиями, а создавать их сами? Курс Java-разработки от Академии ТОП поможет вам с нуля освоить востребованную профессию. Никакой лишней теории — только практика, реальные проекты и навыки, нужные работодателям. А наша служба помощи в трудоустройстве заметно повысит ваши шансы на первый оффер с достойным уровнем дохода.
Частые вопросы
В чем разница между объектом и экземпляром класса?
Эти понятия часто используются как синонимы. Объект — это конкретное создание по шаблону класса. Экземпляр класса — формальное название того же самого.Можно ли создать объект без класса?
Нет. В Java каждый объект создается на основе класса. Класс может быть встроенным (например, String, Scanner) или пользовательским (написанным вами).Что происходит в памяти при создании объекта?
Java выделяет место в куче, размещает там объект, а переменной присваивает ссылку. Если больше нет ссылок на объект, сборщик мусора может освободить память.Зачем нужны объекты, если можно обойтись только методами и переменными?
Объекты позволяют объединить данные и действия в одну структуру. Это делает код более понятным, гибким, легким для сопровождения, масштабируемым и переиспользуемым.
Понимание объектов — ключ к успешному изучению Java. Это фундамент, на котором строятся все программы. Объекты позволяют работать с данными так, как если бы вы имели дело с реальными вещами. Если вы запомните разницу между классом и объектом и научитесь создавать простые структуры, вы без труда справитесь с более сложными задачами в будущем. Выберите подходящий курс по программированию в Академии ТОП, чтобы изучить основы и перейти к другим прикладным наукам.
Похожие статьи

Без этого в IT не пускают топ-5 предметов, которые должен знать каждый программист
Где учиться, что сдавать при поступлении и без чего программистом не стать

Профессия Java-разработчик: гайд от первых строк кода до оффера
Что делает Java-developer, какие навыки ему нужны и с чего начать путь в профессию. Разложили все по полочкам — от азов языка до поиска работы

Первое приложение на iOS: гайд для тех, кто хочет войти в ИТ без мучений
Пошаговое руководство по созданию первого iOS-приложения для новичков: от идеи до публикации в AppStore — просто и понятно
Хотите лучше разобраться в вопросе?
Приходите на бесплатное занятие в вашем городе и получите ответы от практикующих экспертов