Шрифты, от которых невозможно оторваться: гид по типографике для дизайнеров и не только – Блог Академии ТОП

Москва · 31.07.2025

Собрали важные правила, которые должен знать каждый, кто работает с текстом.

Ежедневно человек видит и воспринимает огромное количество информации в интернете – в Telegram-каналах, на сайтах, форумах, посредством всплывающей и контекстной рекламы и так далее. Маркетологи и дизайнеры стремятся оформить информацию так, чтобы моментально привлечь внимание клиента/покупателя/читателя. Типографика играет в этом процессе ключевую роль — от нее зависит, насколько понятным и приятным будет визуальное восприятие интернет-ресурса. Она может как усилить идею, так и полностью ее обесценить.

Что такое типографика

Типографика — это область дизайна, связанная с оформлением текста с помощью шрифтов, символов и графических элементов. Дизайнеры используют типографику, чтобы объединить визуальную форму и смысл текста в цельное, выразительное сообщение.

Она охватывает большой спектр задач: 

Раньше типографика была прерогативой профессионалов — от переписчиков манускриптов до мастеров книгопечатания. Сегодня с ней сталкиваются все: от дизайнеров и маркетологов до авторов презентаций и пользователей соцсетей.

Современная типографика применяется повсеместно — в логотипах, интерфейсах, рекламе, навигации, печатных и цифровых медиа. Умелое использование типографики помогает сделать информацию понятной, привлекательной и запоминающейся.

Важные термины типографики

Типографика — отдельная отрасль с большим количеством терминов и определений. Собрали самые важные из них, которые пригодятся при обсуждении шрифтовых композиций и верстке страниц.

Гарнитура – набор шрифтов, объединенных общим стилем, но различающихся по толщине, наклону, начертанию. Примеры: Arial, Times New Roman, Roboto. Гарнитуры делятся на два основных типа:

Другое название гарнитуры – семейство шрифтов. А еще бывают суперсемейства – объединения нескольких семейств шрифтов с различными начертаниями. 

2.png


Шрифт – конкретное начертание внутри гарнитуры: например, Roboto Bold Italic. В быту термин «шрифт» часто используется как синоним гарнитуры, но в профессиональной среде эти понятия различают.

Графема – минимальная смысловая единица письменности: буква, цифра или символ. Графема сохраняет узнаваемую форму независимо от начертания или гарнитуры. Именно она обеспечивает читаемость текста.

3.jpg


Кегль – размер шрифта по вертикали. Измеряется в типографских пунктах (pt), пикселях (px) или относительных единицах (em). 1 pt – это 1/72 дюйма, или 0,352 мм. Кегль определяет, насколько крупным выглядит текст, и влияет на читаемость. Наиболее популярный размер – 12-й.

Интерлиньяж – расстояние между базовыми линиями соседствующих строк. Базовая линия — условная линия, которой касается нижний край символов. Параметр зачастую измеряют и задают в процентах от кеглях шрифта, а оптимальное значение в веб-дизайне – на 15–25% больше размера кегля. 

4.png


Трекинг и кернинг. Трекинг – дистанция между всеми буквами в строке (другое название термина – разрядка). Параметр увеличивают для создания воздушности или уменьшают – для плотности. Кернинг – дистанция между парами букв для создания визуального баланса. Трекинг и кернинг зачастую по умолчанию заложены в шрифт, потому что некоторые сочетания букв необходимо корректировать.

Леттеринг – ручное или цифровое рисование букв как иллюстративного элемента. Леттеринг используется в постерах, упаковке, логотипах — там, где важна уникальность и выразительность. В основе леттеринга – каллиграфия, то есть, искусство красивого письма от руки.

Классификация шрифтов в типографике

Шрифты делятся на группы, каждая из которых подходит для своих задач. Классификация помогает выбрать нужный стиль — от эффектного заголовка до основного текста.


5.jpg


6.jpg


Сочетание шрифтов

Для выразительного и читабельного дизайна важно грамотно сочетать шрифты. В одном макете рекомендуют лучше использовать не более 2-3 шрифтов — это помогает избежать визуального перегруза.

7.jpg

Удачное сочетание двух шрифтов называют шрифтовой парой. Их подбирают по сходству или на контрасте: то есть, оба шрифта должны иметь ряд общих характеристик или, напротив, кардинально отличаться. Пример сочетания по подобию — разные начертания одной гарнитуры (например, основной + жирный или основной + курсив), по контрасту — антиква и гротеск (контраст должен быть выразительным, но гармоничным).

Комбинирование шрифтов помогает выделить заголовки и подзаголовки, создать визуальную иерархию, сделать макет структурированным и удобным для восприятия. Основные правила сочетания шрифтов на сайте:

Правила типографики в дизайне

Типографика — основа визуальной коммуникации. Грамотно оформленный текст делает сайт гармоничным, читаемым и удобным. Ниже — базовые принципы, которых стоит придерживаться:

8.png


Следуя этим правилам, вы создадите текст, который будет эффектно выглядеть и легко читаться — на бумаге, экране или в любом другом формате. А узнать больше о дизайне, типографике, применении шрифтов на сайтах вы можете на курсах Академии ТОП.

Заключение

Типографика — не просто оформление текста, а мощный инструмент визуальной коммуникации. Следуя ее базовым правилам, можно сделать контент эстетичным и удобным для восприятия. В эпоху цифрового шума это становится особенно важно, поэтому не пренебрегайте нашими советами.


Типографика делает текст читаемым и привлекательным

Ежедневно человек видит и воспринимает огромное количество информации в интернете — в Telegram-каналах, на сайтах, форумах, посредством всплывающей и контекстной рекламы и так далее. Маркетологи и дизайнеры стремятся оформить информацию так, чтобы моментально привлечь внимание клиента/покупателя/читателя. Типографика играет в этом процессе ключевую роль — от нее зависит, насколько понятным и приятным будет визуальное восприятие интернет-ресурса. Она может как усилить идею, так и полностью ее обесценить.

Что такое типографика

Типографика — это область дизайна, связанная с оформлением текста с помощью шрифтов, символов и графических элементов. Дизайнеры используют типографику, чтобы объединить визуальную форму и смысл текста в цельное выразительное сообщение.

Она охватывает большой спектр задач: 

Раньше типографика была прерогативой профессионалов: переписчиков манускриптов, мастеров книгопечатания. Сегодня с ней сталкиваются все: от дизайнеров и маркетологов до авторов презентаций и пользователей соцсетей.

Современная типографика применяется повсеместно — в логотипах, интерфейсах, рекламе, навигации, печатных и цифровых медиа. Умелое использование типографики помогает сделать информацию понятной, привлекательной и запоминающейся.

Важные термины типографики

Типографика — отдельная отрасль с большим количеством терминов и определений. Собрали самые важные из них, которые пригодятся при обсуждении шрифтовых композиций и верстке страниц.

Гарнитура — набор шрифтов, объединенных общим стилем, но различающихся по толщине, наклону, начертанию. Примеры: Arial, Times New Roman, Roboto. Гарнитуры делятся на два основных типа:


Другое название гарнитуры — семейство шрифтов. А еще бывают суперсемейства — объединения нескольких семейств шрифтов с различными начертаниями.

Гарнитура — набор шрифтов с одинаковым стилем и дизайном

Шрифт — конкретное начертание внутри гарнитуры: например, Roboto Bold Italic. В быту термин «шрифт» часто используется как синоним гарнитуры, но в профессиональной среде эти понятия различают.


Графема — минимальная смысловая единица письменности: буква, цифра или символ. Графема сохраняет узнаваемую форму независимо от начертания или гарнитуры. Именно она обеспечивает читаемость текста.

В типографике графему используют для анализа и оформления отдельных символов текста

Кегль — размер шрифта по вертикали. Измеряется в типографских пунктах (pt), пикселях (px) или относительных единицах (em). 1 pt — это 1/72 дюйма, или 0,352 мм. Кегль определяет, насколько крупным выглядит текст, и влияет на читаемость. Наиболее популярный размер — 12-й.


Интерлиньяж — расстояние между базовыми линиями соседствующих строк. Базовая линия — условная линия, которой касается нижний край символов. Параметр зачастую измеряют и задают в процентах от кеглях шрифта, а оптимальное значение в веб-дизайне — на 15–25% больше размера кегля.

Интерлиньяж влияет на восприятие текста: при слишком плотном строки сливаются, а слишком большой разбивает текст и затрудняет чтение

Трекинг и кернинг. Трекинг — дистанция между всеми буквами в строке (другое название термина — разрядка). Параметр увеличивают для создания воздушности или уменьшают — для плотности. Кернинг — дистанция между парами букв для создания визуального баланса. Трекинг и кернинг зачастую по умолчанию заложены в шрифт, потому что некоторые сочетания букв необходимо корректировать.


Леттеринг — ручное или цифровое рисование букв как иллюстративного элемента. Леттеринг используется в постерах, упаковке, логотипах — там, где важна уникальность и выразительность. В основе леттеринга — каллиграфия, то есть искусство красивого письма от руки.

Форма заявки недоступна в AMP версии. Перейти к полной версии

Классификация шрифтов в типографике

Шрифты делятся на группы, каждая из которых подходит для своих задач. Классификация помогает выбрать нужный стиль — от эффектного заголовка до основного текста.

Антиква — классический стиль шрифта с засечками, создающий аккуратный и читаемый текст
Гротески хорошо читаются на экранах смартфонов и компьютеров

Сочетание шрифтов

Для выразительного и читабельного дизайна важно грамотно сочетать шрифты. В одном макете рекомендуют лучше использовать не более 2–3 шрифтов — это помогает избежать визуальной перегрузки.

Хорошее сочетание шрифтов строится на контрасте: заголовок — гротеск, текст — антиква. 2–3 шрифта достаточно для всей страницы

Удачное сочетание двух шрифтов называют шрифтовой парой. Их подбирают по сходству или на контрасте: то есть, оба шрифта должны иметь ряд общих характеристик или, напротив, кардинально отличаться. Пример сочетания по подобию — разные начертания одной гарнитуры (например, основной + жирный или основной + курсив), по контрасту — антиква и гротеск (контраст должен быть выразительным, но гармоничным).

Комбинирование шрифтов помогает выделить заголовки и подзаголовки, создать визуальную иерархию, сделать макет структурированным и удобным для восприятия. Основные правила сочетания шрифтов на сайте:

Мы собрали подборку курсов для людей с разным уровнем подготовки

Перейти

Правила типографики в дизайне

Типографика — основа визуальной коммуникации. Грамотно оформленный текст делает сайт гармоничным, читаемым и удобным. Ниже — базовые принципы, которых стоит придерживаться:

Типографика делает текст эстетичным и легкочитаемым

Следуя этим правилам вы создадите текст, который будет эффектно выглядеть и легко читаться — на бумаге, экране или в любом другом формате. А узнать больше о дизайне, типографике, применении шрифтов на сайтах вы можете на курсах Академии ТОП.

Типографика — не просто оформление текста, а мощный инструмент визуальной коммуникации. Следуя ее базовым правилам, можно сделать контент эстетичным и удобным для восприятия. В эпоху цифрового шума это становится особенно важно, поэтому не пренебрегайте нашими советами.