%

начни
бесплатно

17:33:23

2 дня

%

  • Компьютерная академия
  • Школа
  • Колледж
  • ВУЗ
  • Английский
Все статьи
Дизайн

Шрифты, от которых невозможно оторваться гид по типографике для дизайнеров и не только

Собрали важные правила, которые должен знать каждый, кто работает с текстом

Ежедневно человек видит и воспринимает огромное количество информации в интернете – в Telegram-каналах, на сайтах, форумах, посредством всплывающей и контекстной рекламы и так далее. Маркетологи и дизайнеры стремятся оформить информацию так, чтобы моментально привлечь внимание клиента/покупателя/читателя. Типографика играет в этом процессе ключевую роль — от нее зависит, насколько понятным и приятным будет визуальное восприятие интернет-ресурса. Она может как усилить идею, так и полностью ее обесценить.

Что такое типографика

Типографика — это область дизайна, связанная с оформлением текста с помощью шрифтов, символов и графических элементов. Дизайнеры используют типографику, чтобы объединить визуальную форму и смысл текста в цельное, выразительное сообщение.

Она охватывает большой спектр задач: 

  • подбор шрифтов;

  • работа с сочетаемостью и размерами шрифтов;

  • распределение текстовых элементов в макете;

  • создание шрифтовых композиций;

  • опционально – разработка собственных уникальных шрифтов.

Раньше типографика была прерогативой профессионалов — от переписчиков манускриптов до мастеров книгопечатания. Сегодня с ней сталкиваются все: от дизайнеров и маркетологов до авторов презентаций и пользователей соцсетей.

Современная типографика применяется повсеместно — в логотипах, интерфейсах, рекламе, навигации, печатных и цифровых медиа. Умелое использование типографики помогает сделать информацию понятной, привлекательной и запоминающейся.

Важные термины типографики

Типографика — отдельная отрасль с большим количеством терминов и определений. Собрали самые важные из них, которые пригодятся при обсуждении шрифтовых композиций и верстке страниц.

Гарнитура – набор шрифтов, объединенных общим стилем, но различающихся по толщине, наклону, начертанию. Примеры: Arial, Times New Roman, Roboto. Гарнитуры делятся на два основных типа:

  • с засечками — классические и официальные (например, Times, Georgia);

  • без засечек — современные и универсальные (например, Arial, Helvetica).

Другое название гарнитуры – семейство шрифтов. А еще бывают суперсемейства – объединения нескольких семейств шрифтов с различными начертаниями. 

2.png


Шрифт – конкретное начертание внутри гарнитуры: например, Roboto Bold Italic. В быту термин «шрифт» часто используется как синоним гарнитуры, но в профессиональной среде эти понятия различают.

Графема – минимальная смысловая единица письменности: буква, цифра или символ. Графема сохраняет узнаваемую форму независимо от начертания или гарнитуры. Именно она обеспечивает читаемость текста.

3.jpg


Кегль – размер шрифта по вертикали. Измеряется в типографских пунктах (pt), пикселях (px) или относительных единицах (em). 1 pt – это 1/72 дюйма, или 0,352 мм. Кегль определяет, насколько крупным выглядит текст, и влияет на читаемость. Наиболее популярный размер – 12-й.

Интерлиньяж – расстояние между базовыми линиями соседствующих строк. Базовая линия — условная линия, которой касается нижний край символов. Параметр зачастую измеряют и задают в процентах от кеглях шрифта, а оптимальное значение в веб-дизайне – на 15–25% больше размера кегля. 

4.png


Трекинг и кернинг. Трекинг – дистанция между всеми буквами в строке (другое название термина – разрядка). Параметр увеличивают для создания воздушности или уменьшают – для плотности. Кернинг – дистанция между парами букв для создания визуального баланса. Трекинг и кернинг зачастую по умолчанию заложены в шрифт, потому что некоторые сочетания букв необходимо корректировать.

Леттеринг – ручное или цифровое рисование букв как иллюстративного элемента. Леттеринг используется в постерах, упаковке, логотипах — там, где важна уникальность и выразительность. В основе леттеринга – каллиграфия, то есть, искусство красивого письма от руки.

Классификация шрифтов в типографике

Шрифты делятся на группы, каждая из которых подходит для своих задач. Классификация помогает выбрать нужный стиль — от эффектного заголовка до основного текста.

  • Наборные. Предназначены для длительного чтения: книги, статьи, лонгриды. Главная их особенность — удобочитаемость и нейтральность. Есть отдельная подгруппа — текстовые шрифты, хорошо читаемые даже в маленьком размере.

  • Антиквенные (антиква). Шрифты с засечками, происходящие от римской письменности. Стали основой для печатных текстов в Европе. Один из самых известных — Times New Roman, созданный для газеты The Times и ставший стандартом деловой типографики.


5.jpg


  • Гротескные (гротески). Шрифты без засечек. Появились в XIX веке, но стали популярны после Второй мировой войны — особенно в швейцарской типографике. Отличаются простотой, универсальностью и ясностью. Примеры — Helvetica, Frutiger, Univers.

6.jpg


  • Акцидентные. Декоративные или стилизованные шрифты для акцентов, заголовков и логотипов. Привлекают внимание, но их сложно читать в текстах больших объемов. Могут имитировать рукопись, машинопись или быть чисто графическими.

  • Леттеринг. Это понятие мы рассмотрели ранее. Леттеринг применяют в логотипах, постерах и иллюстрациях. Отдельные акцидентные шрифты имитируют леттеринг, но выдают себя повторяющимися буквами.

Сочетание шрифтов

Для выразительного и читабельного дизайна важно грамотно сочетать шрифты. В одном макете рекомендуют лучше использовать не более 2-3 шрифтов — это помогает избежать визуального перегруза.

7.jpg

Удачное сочетание двух шрифтов называют шрифтовой парой. Их подбирают по сходству или на контрасте: то есть, оба шрифта должны иметь ряд общих характеристик или, напротив, кардинально отличаться. Пример сочетания по подобию — разные начертания одной гарнитуры (например, основной + жирный или основной + курсив), по контрасту — антиква и гротеск (контраст должен быть выразительным, но гармоничным).

Комбинирование шрифтов помогает выделить заголовки и подзаголовки, создать визуальную иерархию, сделать макет структурированным и удобным для восприятия. Основные правила сочетания шрифтов на сайте:

  • разделяйте функции: шрифты для заголовков и основного текста должны быть разными;

  • минимизируйте количество: ограничьтесь двумя шрифтами при отсутствии необходимости в увеличении количества;

  • соблюдайте целостность: даже при контрасте шрифты должны смотреться как часть единого решения;

  • используйте суперсемейства: шрифты из одного семейства (например, serif и sans-serif варианты) почти всегда сочетаются хорошо.

  • начинающим — готовые решения: можно использовать онлайн-сервисы для подбора шрифтовых пар.

Правила типографики в дизайне

Типографика — основа визуальной коммуникации. Грамотно оформленный текст делает сайт гармоничным, читаемым и удобным. Ниже — базовые принципы, которых стоит придерживаться:

  • Не более 3 шрифтов. Чем меньше текст, тем меньшее количество допустимо. Используйте шрифты одного стиля или одной гарнитуры для целостности.

  • Единая размерная сетка. Кегль, интерлиньяж и кернинг должны быть согласованы – допустимы вариации в рамках 1 pt. Избегайте резких различий.

  • Оптимальная длина строки. До 600 pt — комфортнее для восприятия. Слишком короткие строки — только для списков и постеров.

  • Разделение на блоки. Абзацы и визуальная структура помогают удерживать внимание.

  • Интерлиньяж > кегля в 1,5 раза. Например, при кегле 14 pt оптимальный интерлиньяж – 21 pt. Это сохранит целостность текста.

  • Шрифт должен соответствовать стилю. Подбирайте гарнитуру в контексте дизайна. Например, для технологичного сайта нелогично выбирать Times New Roman или другой антиквенный шрифт – подойдут лаконичные варианты без засечек.

  • Не злоупотребляйте акцентами. Заглавные буквы и крупный кегль уместны только в меру.

  • Баланс в распределении. Избегайте слишком плотных или пустых зон. Настраивайте отступы, чтобы достичь визуального равновесия.

  • Учитывайте аудиторию. Контекст важен: текст книги — один стиль, агрессивный брендинг — другой.

8.png


  • Экспериментируйте с контрастом и подобием. Это помогает найти нужный визуальный эффект.

  • Адаптация под гаджеты. Шрифт должен выглядеть хорошо на всех устройствах.

  • Избегайте висячих предлогов и союзов. Это ухудшает восприятие.

  • Выравнивание. По левому краю — лучшее решение для длинных текстов.

Следуя этим правилам, вы создадите текст, который будет эффектно выглядеть и легко читаться — на бумаге, экране или в любом другом формате. А узнать больше о дизайне, типографике, применении шрифтов на сайтах вы можете на курсах Академии ТОП.

Заключение

Типографика — не просто оформление текста, а мощный инструмент визуальной коммуникации. Следуя ее базовым правилам, можно сделать контент эстетичным и удобным для восприятия. В эпоху цифрового шума это становится особенно важно, поэтому не пренебрегайте нашими советами.


Подписаться на блог

Узнавайте первыми об акциях и спецпредложениях!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных