%

начни
бесплатно

16:04:38

6 дней

%

Все статьи

Java на старте: пошаговое руководство для тех, кто хочет начать программировать прямо сейчас

Как подготовить все инструменты для кодинга, написать первую программу, избежать очевидных ошибок и составляем план освоения новых навыков

Учимся Java-программированию пошагово
Учимся Java-программированию пошагово

Java — мощный язык программирования, который подходит для создания самых разных приложений. В этой статье мы расскажем, как писать код для несложного приложения на примере секундомера. С его помощью вы познакомитесь с важными нюансами начала практической работы с Java: циклами, обработкой ввода, многопоточностью и работой со временем.

Объясняем все step-by-step и без лишней теории.


1. Готовим среду разработки

Программирование — это как работа с инструментами. Без правильно настроенной среды даже самый талантливый разработчик не напишет ни строчки кода. Хорошая новость: все необходимое для Java устанавливается один раз, а работает стабильно и долго.

Что именно нужно:

  • Java Development Kit (JDK)

Это сердце Java-разработки. JDK включает компилятор (javac), виртуальную машину (JVM) и набор библиотек, без которых не скомпилируется ни одна программа.

Скачайте актуальную версию с официального сайта Oracle или установите OpenJDK, если предпочитаете бесплатные лицензии.

  • интегрированная среда разработки (IDE)

Например, IntelliJ IDEA Community Edition — она простая, быстрая и подсказывает, где вы ошиблись.

В качестве альтернативы подойдет Eclipse или Visual Studio Code с Java-плагином, но для начинающих IDEA — наиболее дружелюбный выбор.

Создание первого проекта:

  1. Откройте IntelliJ IDEA → New Project.

  2. Выберите «Java», убедитесь, что JDK подключен.

  3. Назовите проект, например MyFirstTimer, и нажмите Finish.

  4. В папке src создайте новый Java-файл: TimerApp.java.

Скопируйте и вставьте:

public class TimerApp {
    public static void main(String[] args) {
        System.out.println("Java установлена и работает");
    }
}

Запустите код (зеленая стрелка в IDE), и вы увидите результат. Поздравляем: вы только что написали свою первую рабочую Java-программу.

2. Составляем структуру приложения

Java не любит хаос. В отличие от скриптовых языков, где можно написать код в любом порядке, здесь есть строгая структура. Но это не минус, а защита от ошибок.

Основные элементы:

  • класс (class) — контейнер, в котором находится логика, с него все начинается ;

  • метод main() — точка входа, с которой запускается программа;

  • тело метода ({ ... }) — сюда помещается весь наш код.

Полезный шаблон:

public class TimerApp {
    public static void main(String[] args) {
        // сюда пишем инструкции
    }
}

Что мы запрограммировали:

  • public class TimerApp — создаем новый класс. Его имя должно совпадать с названием файла.

  • public static void main(String[] args) — обязательный метод, без него программа не запустится, здесь:

  • public — доступен для запуска извне.

  • static — можно вызвать без создания объекта.

  • void — метод ничего не возвращает.

  • String[] args — аргументы командной строки (нам пока не нужны, но должны быть).

Почему так сложно? На самом деле — это фича. Когда проекты становятся большими, строгая структура помогает не потеряться.

3. Пишем основной код

Теперь создадим то, ради чего мы здесь — консольный секундомер. Он не требует графического интерфейса, запускается в терминале и отлично показывает, как работать с циклами, временем и вводом пользователя.

Что должно происходить:

  1. Пользователь запускает программу.

  2. Нажимает Enter — секундомер начинает отсчет.

  3. С каждой секундой в консоль выводится: «Прошло секунд: N».

  4. При повторном нажатии Enter программа завершает выполнение.

Переводим в Java-код:

import java.util.Scanner;


public class TimerApp {
    public static void main(String[] args) throws InterruptedException {
        Scanner scanner = new Scanner(System.in);


        System.out.println("Нажмите Enter, чтобы запустить секундомер. Повторное нажатие остановит его.");
        scanner.nextLine(); // ожидание первого Enter


        int seconds = 0; // счетчик времени


        // Поток, который ждет второе нажатие Enter
        Thread inputThread = new Thread(() -> {
            scanner.nextLine(); // ждем второе нажатие
            System.exit(0); // завершение программы
        });
        inputThread.start();


        // Основной цикл: каждую секунду увеличиваем счетчик
        while (true) {
            System.out.println("Прошло секунд: " + seconds);
            Thread.sleep(1000); // пауза 1 секунда
            seconds++;
        }
    }
}

Пояснение по шагам:

Scanner scanner = new Scanner(System.in);
Создает объект для чтения ввода с клавиатуры.

scanner.nextLine();
Программа останавливается и ждет, пока пользователь нажмет Enter. После этого секундомер начинает работу.

Thread inputThread = new Thread(() -> { ... });
Создается новый поток, который работает параллельно. Он тоже ждет нажатия Enter — но второго. Когда пользователь нажимает его еще раз, программа завершает выполнение с помощью System.exit(0).

while (true)
Бесконечный цикл, который:

  • выводит число прошедших секунд;

  • делает паузу в одну секунду (Thread.sleep(1000));

  • увеличивает счетчик на 1.

Это уже вполне рабочее приложение. Да, оно простое, но выполняет задачу и показывает вам реальные основы как:

  • создавать переменные;

  • обрабатывать ввод;

  • использовать циклы;

  • и запускать параллельные потоки.

Все это — фундамент, на котором строятся более сложные программы.

4. Осваиваем новые навыки

Наш простой секундомер — отличный старт, но настоящая сила Java раскрывается при добавлении новых возможностей и правильной организации кода. Рассмотрим ключевые направления для развития вашего приложения:

Java: от основ до новых возможностей
Java: от основ до новых возможностей
  • Работа с файлами или базой данных
    Чтобы сохранить результаты работы программы или настройки между запусками, можно добавить возможность записи и чтения данных из файлов. Еще более продвинутый вариант — использование легкой базы данных, например SQLite, которая позволит эффективно хранить и структурировать информацию, обеспечивая быстрый доступ и изменение данных.

  • Добавление пользовательского интерфейса (Swing/JavaFX)
    Текстовый интерфейс подходит для простых задач, но графический интерфейс значительно повышает удобство и привлекательность приложения. Библиотеки Swing и JavaFX позволяют создавать окна с кнопками, полями ввода и другими элементами, которые делают взаимодействие с программой более интуитивным и приятным для пользователя.

  • Организация кода по принципам чистой архитектуры
    Хорошо структурированный код легче понимать, тестировать и масштабировать. Принципы чистой архитектуры помогают разделить бизнес-логику, интерфейс пользователя и работу с данными на отдельные слои. Это снижает зависимость компонентов друг от друга и упрощает внесение изменений в будущем, особенно когда проект становится больше и сложнее.

Нет времени читать статью?

Получите ответы от практикующих специалистов на бесплатном занятии в вашем городе

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

5. Собираем и запускаем программу

После написания и улучшения кода пора научиться собирать приложение для запуска вне IDE.

Компиляция JAR-файла

JAR — это архив с вашим приложением и всеми нужными ресурсами. Чтобы создать JAR:

  1. Скомпилируйте проект в IDE или через командную строку:

 javac TimerApp.java
  1. Создайте манифест, указав точку входа (например, в файле manifest.txt):

<!DOCTYPE html>
<html lang="ru">
<head>
<meta charSet="utf-8"/>
<meta name="viewport" content="width=device-width, initial-scale=1, maximum-scale=1, user-scalable=no"/>
  1. Упакуйте в JAR:

jar cfm TimerApp.jar manifest.txt TimerApp.class

Запуск приложения вне IDE

Теперь приложение можно запускать так:

java -jar TimerApp.jar

Это удобно для демонстрации или передачи другим пользователям.

Распространение или публикация

Для распространения вашего приложения можно:

  • выкладывать JAR на GitHub или личный сайт;

  • использовать инструменты упаковки (например, jpackage) для создания установщиков;

  • делать докер-контейнеры для запуска в облаке.

6. Решаем проблемы с кодом

  1. Несовпадение имени класса и имени файла
    Это ловушка, в которую часто попадают новички: называют файл MyTimer.java, а внутри пишут public class TimerApp. Java на такое реагирует строго и не даст собрать программу. Чтобы избежать проблемы, всегда проверяйте: имя класса должно быть точно таким же, как имя файла, включая регистр букв.

  2. Метод main не распознан как точка входа
    Даже если весь остальной код написан верно, без правильно оформленного метода main программа просто не запустится. Java ожидает конкретную сигнатуру, и любое отступление — лишнее слово, другая последовательность параметров — делает метод незаметным для запуска.

  3. Пропущена обработка исключений при ожидании паузы
    Когда вы используете Thread.sleep(), Java хочет быть уверенной, что вы предусмотрели возможные сбои — например, если поток будет прерван. Если не указать, что метод может выбросить исключение, компилятор выдаст ошибку. Это не каприз, а способ заставить вас писать надежный код.

  4. Неправильное использование потоков и ресурсов
    Добавить второй поток — отличная идея для управления вводом, но многие новички забывают, что потоки живут своей жизнью. Без явного завершения программы один поток может продолжать работать, даже когда второй уже «засыпает». Чтобы все работало слаженно, важно заранее продумать, кто и как завершает выполнение приложения.

  5. Незакрытый сканер
    В учебных примерах это может не проявиться, но в реальных программах незакрытый Scanner способен со временем вызвать утечки ресурсов. Особенно если таких объектов становится много. Привычка закрывать сканер после работы — простое правило, которое потом избавит от лишних проблем.

7. Изучаем дополнительные ресурсы

Путь в Java только начинается. Эти ресурсы помогут углублять знания и практиковаться.

Официальная документация:

  • Oracle Java Documentation — официальный источник по языку и библиотекам;

  • OpenJDK — гайд по бесплатной реализации Java SE.

Платформы для практики:

  • Codewars — для отработки синтаксиса и алгоритмов;

  • LeetCode — для подготовки к собеседованиям и сложных задач;

  • Pet-проекты — маленькие приложения, которые помогут закрепить навыки и добавить позиции в портфолио.

Рекомендуемые книги и курсы:

  • «Java. Полное руководство» Герберта Шилдта — классика для глубокого изучения;

  • Coursera и Udemy — там много современных курсов по Java для разного уровня;

  • Обучающие каналы, например, «Java Brains» или «Amigoscode» — бесплатные видеоуроки.

А еще фундаментальнее освоить программирование на Java вам помогут курсы Академии ТОП. Минимум скучной теории, максимум практики, опытные менторы и реальные кейсы для вашего портфолио позволят вам гарантированно получить свой первый оффер сразу после обучения.

Мы собрали подборку курсов для людей с разным уровнем подготовки

Хотите стать программистом?

Мы собрали подборку курсов для людей с разным уровнем подготовкиПерейти

Приложения, подобные секундомеру или калькулятору – только первый шаг в практическом освоении Java. В процессе написания кода мы познакомились с основами — структурой, циклами, работой с вводом и многопоточностью. Теперь у вас есть база для получения новых навыков и дальнейшего развития. Продолжайте практиковаться и скоро сможете создавать более сложные продукты.

Хотите лучше разобраться в вопросе?

Приходите на бесплатное занятие в вашем городе и получите ответы от практикующих экспертов

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных