Как стать директологом и заработать: от обучения до первых клиентов
Контекстная реклама – мощный инструмент для продвижения товаров и услуг в Сети. Настроить ее можно самостоятельно, но более эффективно поручить опытному контекстологу, которого также называют директологом. Опытный директолог с необходимыми скилами привлечет множество клиентов и оптимизирует рекламный бюджет.
Содержание:
Кто такой директолог
Задачи директолога
Важные навыки и инструменты директолога
Как стать директологом
Где искать клиентов
Сколько зарабатывает директолог
Кто такой директолог, отличия от контекстолога
Директолог – спцеиалист, настраивающий контекстную рекламу в «Яндекс Директе». По сути, профессия называется «контекстолог», но в России специалиста чаще называют «директолог», так как большинство работает именно с «Директом» – ключевым источников онлайн-трафика для отечественных бизнесов.
Что такое контекстная реклама? При серфинге информации в Сети в выдаче нередко появляются объявления с пометкой «Реклама», а на сайтах — предложения, соответствующие вашим интересам. Эти предложения – и есть контекстная реклама, представленная текстом, картинками или видеороликами.
Топ-преимущество контекстной рекламы – она всегда показывает информацию в зависимости от вашего запроса, поведения в сети или контента посещаемых страниц. Допустим, вы хотите заказать роллы с доставкой до 60 минут в Москве и для этого пишете соответствующий запрос в Яндекс Браузере – «роллы доставка до 60 минут москва».
Система выдает список сайтов, на которых можно сделать подходящий под запросы заказ, среди которых есть 2 вида ресурсов:
те, которые точнее всего соответствуют запросу и попали в выдачу органически;
платные – их владельцы оплатили размещение в Яндексе (помечены слово «реклама»).
Рекламные объявления (контекстная реклама) отображаются первыми в результатах выдачи, а также появляются на страницах сайтов-партнеров Яндекса. Например, вы выбрали, заказали и съели роллы, но в течение следующих суток при заходе на разные сайты то и дело видите фото, видео, баннеры с предложениями доставки. Это также контекстная реклама, основанная на ретаргетинге.
Чтобы платные публикации увидела ЦА, их необходимо настроить в «Яндекс Директе» – этим и занимается директолог.
Задачи директолога
Директолог отвечает за все аспекты запуска платной рекламы в поисковой системе «Яндекс» и на рекламной сети «Яндекса». Его главная задача — привлечение пользователей на сайт компании с максимальной эффективностью при оптимальном расходовании рекламного бюджета.
Чем именно занимается директолог:
Анализ целевой аудитории (ЦА). Сюда входит изучение пола, возраста, интересов, местонахождения потребителей, которые могут заинтересоваться товаром. На основании проведенного анализа контекстолог определяет потребности ЦА и факторы, которые клиенты учитывают при заказе товара/услуги.
Анализ конкурентов. Директолог изучает форматы рекламы, которые использут оппоненты, их продукты, цены, рекламные тексты. Анализ помогает выполнить отстройку от конкурентов и сформировать УТП – представить продукт так, чтобы выделиться на фоне остальных.
Сбор ключей. Ключи, ключевые фразы – это основные запросы, которые делает ЦА для поиска продукта/услуги. Выше мы разобрали пример с доставкой роллов и сделали ключевой запрос «роллы доставка до 60 минут москва». Но другой пользователь может сформулировать пожелание иначе – например, «заказать суши в москве быстро». По этим фразам объявления отображаются в поиске. Директолог с помощью специальных инструментов (наиболее популярный – «Яндекс Вордстат») собирает запросы для семантического ядра и оптимизации сайта.
Создание объявлений. Директолог пишет рекламные тексты, добавляет изображения, баннеры и видео – самостоятельно или при помощи профильных специалистов (копирайтеров, дизайнеров). При наличии помощников директолог формулирует для них четкие ТЗ, помогает в выполнении заданий.
Запуск рекламной кампании. Директолог задает настройки: от выбора площадки для показа объявлений до определения географии потенциальных покупателей.
Анализ эффективности (KPI). На запуске рекламы работа контекстолога не заканчивается. Он должен постоянно мониторить эффективность кампании: определять количество показов, кликов и целевых действий, которые получили объявления, поведение юзеров – например, как долго юзеры задерживаются на веб-ресурсе, в какие разделы чаще заходят. Для этого можно использовать данные в ЛК «Директа» и сервис «Яндекс Метрика». Зачастую от KPI кампании зависит заработок директолога.
Оптимизация кампании. Директолог приостанавливает кампании, которые не дают ожидаемого эффекта, масштабирует прибыльные, тестирует гипотезы – например, запускает рекламу в иных городах или для другой ЦА.

Опционально директолог может готовить отчеты о проделанной работе, принимать участие в создании лендингов, заниматься медиапланированием. Все зависит от клиента/компании и личных договоренностей.
Ключевые навыки директолога
Чтобы запускать эффективную рекламу в «Яндекс Директе», директологу понадобятся определенные харкдсилы и софтскилы, а также навыки владения онлайн-инструментами.
Важные хардксилы:
понимание digital-маркетинга — как генерируется лид, функционируют воронки продаж, какой путь проходит пользователь и т. д.;
владение аналитикой — умение работать со статистикой в кабинете «Директа» и «Яндекс Метрикой», делать отчеты и считать исходящий трафик, понимать, как юзеры взаимодействуют с объявлениями, как ведут себя на веб-сайте, как повысить профит от рекламы;
SEO-оптимизация – для подбора ключевых слов и создания семантического ядра важно понимать, как попадать в запросы юзеров;
понимание моделей атрибуции — способов распределения эффективности источников привлечения, которые спровоцировали конверсию;
бюджетирование и медиапланирование;
умение проводить A/B-тестирование для проверки гипотез и оценки эффективности кампаний.
Важные софтскилы:
аналитическое и креативное мышление;
коммуникабельность;
ответственность;
усидчивость и терпение;
внимание к деталям.
Как стать директологом
Для входа в профессию можно обучиться самостоятельно или пройти онлайн-курсы. Крайне редко директологами становятся после перехода из смежной профессии – например, таргетологи.
Самообразование. Вы сможете изучить теорию по бесплатным и платным материалам из Интернета. Смотрите вебинары на различных площадках, читайте статьи и книги (например, «Яндекс.Директ. Как получать прибыль, а не играть в лотерею»), изучайте кейсы топовых директологов.
Для получения практики придется потратиться на создание собственного веб-сайта и запуска пробных кампаний. Приготовьтесь к финансовым потерям на старте – без актуальных знаний правильно настроить рекламу очень сложно. Другой вариант – искать клиентов почти задаром, которые доверятся новичку без опыта, кейсов и портфолио.
Онлайн-курсы. Поскольку в российских вузах нет отдельного курса для директологов, оптимальным вариантом профильного обучения являются онлайн-курсы. Обучение длится несколько месяцев, включает большое количество практики и актуальных знаний. Вы не только отточите теоретические навыки, но и получите первые работы для своего портфолио.
Кроме того, в течение всего курса вас будут сопровождать опытные кураторы, которые уберегут от ошибок – такого бонуса при самообразовании точно нет. Один из вариантов – 8-месячный онлайн-курс «Эксперт по контекстной рекламе» от Академии ТОП.
Где директологу искать клиентов
На старте все задаются вопросом, где найти заказчиков. Можно пойти несколькими путями:
Фриланс-биржи и соцсети. Зарегистрируйтесь на платформах Upwork, Freelancer, Kwork и подобным, создайте профиль, опишите навыки и опыт и начните искать заказы. На высокую оплату на первых порах рассчитывать не приходится, зато сможете собраться кейсы. Также стоит создать рабочую страничку в «ВКонтакте», канал в «Телеграм» и на других площадках, где могут быть потенциальные клиенты.
Собственный проект и работа на фрилансе. Станьте дебютным кейсом в своем портфолио. Потребуется сайт и 15-20 тыс. руб. для проверки гипотез. Цель — привлечь юзеров на сайт. Продавать что-то не обязательно – достаточно собрать контакты пользователей, например, их e-mail. Затем можно предложить услуги по разумной цене и продолжить наполнять портфолио новыми проектами.
Стажировка. Если вы освоили базовые принципы, умеете работать с инструментами, попробуйте пройти практику в агентстве. Для этого создайте резюме и разошлите его работодателям. На стажировке постарайтесь показать высокую мотивацию, чтобы заслужить постоянное место в компании.
Сколько зарабатывает директолог
Уровень зарплаты директолога зависит от его грейда (джун, мидл, сеньор), навыков, удачных кейсов (при работе на фрилансе), ниши заказчика и даже формата работы. Например, в агентствах доход на старте карьеры ниже, чем в бизнесе, зато здесь у вас есть шанс попасть на стажировку, тогда как компании ищут готовых специалистов с опытом.
Средняя зарплата джуна – 50 тыс. руб., на стажировке – до 40 тыс. Мидлы могут рассчитывать на 100+ тыс. в месяц, а сеньоры с опытом от 3 лет и большим количеством кейсов – на 150 тыс. и более.
По данным «Хабр Карьеры», средняя зарплата контекстолога в России составляет 103 тыс. рублей. При этом вакансий для джунов по состоянию на весну 2025 г. нет – компании ищут директологов уровня мидл и выше, соответственно, цифра рассчитана без учета зарплат новичков.
Выводы
Директолог – специалист по контекстной рекламе, который раюботает с инстнументами «Яндекса». Его основная задача – побудить пользователей совершить целевые действия на сайте бизнеса.
Зарплата директолога во многом зависит от KOPI, но новички в среднем могут рассчитывать на 50 тс. руб., а мидлы – на 100+ тыс. Освоить профессию директолога с нуля можно самостоятельно или на онлайн-курсах – например, на курсе от Академии ТОП.