%

начни
бесплатно

00:53:50

0 дней

%

Все статьи
ГайдДизайн

Дизайн-системы: что нужно знать, чтобы не запутаться в интерфейсе

Все о дизайн-системах: зачем они нужны, как обеспечивают единый стиль и ускоряют разработку, из чего состоят, как создавать и поддерживать систему

Создание дизайн-системы
Создание дизайн-системы

Дизайн-система — не банальный набор кнопок и иконок, а философия бренда. Она снимает сложности при командной работе над интерфейсом, делает его последовательным и улучшает UX (user experience). Разбираемся, какая польза от дизайн-систем, даем полезные советы по созданию.

Дизайн-система: что это

Дизайн-система представляет собой организованный комплекс стандартов, компонентов и инструментов для создания структурированного интерфейса. В нее входят визуальные элементы, код и детальные гайдлайны по применению.

Основная цель такой системы — обеспечить общий user experience и ускорить разработку благодаря упорядоченному управлению элементами.


Вот 3 уровня дизайн-системы:

  • UI-кит — цвета, типографика, иконки, кнопки, анимации;

  • framework — библиотека кода для этих элементов и дополнительных инструментов (плагины, навигационные теги и др.);

  • гайдлайны — правила и шаблоны применения, упрощающие работу и снижающие число рутинных задач.

ВАЖНО! Не путайте дизайн-систему с UI-китом и гайдлайном. UI-кит способен существовать обособленно, он полезен для небольших проектов, но в крупных продуктах становится лишь частью дизайн-системы, подчиняясь ей. Гайдлайны также является составляющей системы, а не ее полным аналогом.


Общую классификацию дизайн-систем еще не придумали, но чаще всего выделяют 2 типа:

  • с открытым кодом — свободно доступные «чужие» системы, которые можно применять под свои проекты;

  • с закрытым кодом — внутренние решения, созданные для определенной компании. Системы учитывают специфику компанию и обычно недоступны внешним разработчикам.

Польза design-systems для бизнеса

Дизайн-системы особенно важны для крупных проектов с множеством интерфейсов и сценариев. 


Основные плюсы:

  • Создание единого визуального языка. Система формирует целостный облик бренда и обеспечивает узнаваемость в сети.

  • Оптимизация работы команды. Готовые компоненты и шаблоны экономят время дизайнеров и разработчиков, упрощают передачу задач и снижают риск ошибок. Новые сотрудники быстрее погружаются в проект благодаря документации.

  • Централизация знаний. Все правила и компоненты собраны в одном месте. Это облегчает обновления, обеспечивает согласованность решений и минимизирует зависимость от отдельных сотрудников.

  • Ускорение разработки и запуска. Продукты и фичи можно собирать из готовых «блоков», как из конструктора. Это сокращает сроки вывода новых сервисов и помогает быстро проверять гипотезы.

  • Снижение затрат в перспективе. Поддержка и развитие продукта требуют меньше ресурсов: при изменении компонента в системе обновления автоматически применяются во всех интерфейсах.

  • Поддержка UX. Дизайнеры могут сосредоточиться на сценариях и логике взаимодействия, а не мелких визуальных решениях.


Если у бизнеса один лендинг или небольшой интернет-магазин, полноценная дизайн-система может не окупиться — достаточно UI-кита. Но когда речь идет о банках, агрегаторах, корпорациях и брендах с разветвленной экосистемой, design system становится необходимостью.

Дизайн-системы оказывают бизнесу неоценимую помощь
Дизайн-системы оказывают бизнесу неоценимую помощь

Для эффективной разработки и применения дизайн-системы нужно регулярно повышать квалификацию специалистов. Онлайн-курсы от Академии ТОП, позволяют дизайнерам и разработчикам быстро освоить современные инструменты и получить практический опыт.

Нет времени читать статью?

Получите ответы от практикующих специалистов на бесплатном занятии в вашем городе

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Принципы эффективной дизайн-системы

  • Модульность. Структурированная на блоки и уровни система позволяет быстро находить необходимые элементы.

  • Последовательность. Все компоненты подчиняются единому визуалу: форма кнопок, цвета, типографика.

  • Масштабируемость. Система растет, позволяя добавлять новые сервисы без переработки существующих.

  • Актуальность. Элементы обновляются вместе с продуктом, чтобы дизайн оставался современным и рабочим.

  • Доступность. Любой член команды (от стажера до менеджера) должен легко ориентироваться в системе.

  • Атомарность. Структура строится «от меньшего к большему»: атомы (иконка, текст, цвет) → молекулы (компонент из нескольких атомов) → организмы (карточка товара, форма, блок новостей) → шаблоны (крупные секции интерфейса).

  • Наследуемость. Изменение базовых стилей автоматически обновляет все зависимые элементы.

Как создать design-систему: пошаговый гайд

Создание дизайн-системы строится по принципам атомарного дизайна и состоит из нескольких логических этапов — от подготовки до внедрения и поддержки.


  1. Подготовка. На этом этапе нужно понять бизнес-задачи и ценности компании, исследовать целевую аудиторию, проанализировать конкурентов и рынок. Также определяется бюджет, приоритеты и назначаются ответственные за каждый этап.

  2. Разработка принципов и требований. Определяются принципы дизайн-системы: визуальный язык, поведение компонентов, масштабируемость и согласованность. Формируются функциональные требования: какие элементы и функции должна поддерживать система с учетом ограничений технологий.

  3. Создание визуального языка. На этой стадии разрабатывают:

    • цветовую гамму — основные и дополнительные цвета, соответствующие бренду и контексту продукта;

    • типографику — читаемые шрифты, согласованные с визуальным стилем бренда;

    • графические элементы — иконки, кнопки, формы и другие повторно используемые элементы интерфейса.

  4. Проектирование компонентов. Необходимо создать:

    • атомы — минимальные элементы (кнопки, иконки, поля ввода, цвета, шрифты);

    • молекулы — составные элементы (кнопки с текстом и иконкой, поля с подписью, уведомления);

    • организмы — завершенные блоки интерфейса (шапка сайта, форма авторизации, карточка товара);

    • шаблоны — макеты страниц без контента, стандартизирующие расположение компонентов;

    • полные страницы с контентом.

  5. Разработка UI-кита и правил использования. Обязательно нужен набор готовых компонентов — кнопки, формы, типографика, навигация, уведомления. Также необходимо зафиксировать в документах ключевые правила: по добавлению новых элементов, смене стиля, обновлению системы и так далее. 

 Разработка дизайн-системы — многоэтапный процесс
Разработка дизайн-системы — многоэтапный процесс
  1. Документирование и гайды. Для дизайнеров создают описания компонентов и советы по применению, для кодеров — технические спецификации, правила имплементации и примеры кода. Обе части связаны ссылками друг на друга, что позволяет понимать контекст и работать согласованно.

  2. Внедрение и тестирование. Команде поясняют предназначение созданной системы, показывают ускорение работы и снижение ошибок. Сначала интегрируют новые функции, потом постепенно мигрируют старые компоненты с помощью скриптов или автоматизации. Собирается обратная связь, дорабатываются неудобные элементы.

  3. Поддержка и масштабирование. Необходимо регулярно проверять и актуализировать устаревшие компоненты. Обновляют визуальные и функциональные элементы по мере развития продукта. Масштабирование обеспечивает централизованность, актуальность и доступность системы для всей команды.

Инструменты для создания дизайн-систем

Графические редакторы и прототипирование:

  • Sketch — векторный редактор для UI с плагинами для работы с компонентами.

  • Adobe XD — создает интерактивные макеты и анимации, интегрируется с другими продуктами Adobe.

  • Figma — веб-приложение для совместной работы, хранения и тестирования компонентов.

  • InVision — интерактивные макеты, обмен комментариями и тестирование интерфейса.


Для разработки и документации компонентов:

  • Styleguidist — упрощает разработку и тестирование библиотек компонентов.

  • Storybook — изолированные компоненты, тестирование, документация, поддержка плагинов.


Для анализа интерфейсов:

  • Contrast Checker — проверка контраста для доступности.

  • Типографические калькуляторы — подбор подходящих по размеру шрифтов.

  • Сайты-референсы — примеры интерфейсов для анализа и вдохновения.

Мы собрали подборку курсов для людей с разным уровнем подготовки

Хотите стать дизайнером?

Мы собрали подборку курсов для людей с разным уровнем подготовкиПерейти

Дизайн-система упорядочивает интерфейсы и сохраняет единообразие при масштабировании проекта. Важно поддерживать актуальность компонентов и четко прописывать базовые элементы. Курсы Академии ТОП позволяют быстро освоить современные методы работы с дизайн-системами.

Частые вопросы

Что представляет собой дизайн-система, из чего она состоит?

Это набор компонентов, правил и инструментов, объединяющих визуальные элементы, код и гайдлайны для единых интерфейсов.

Какую пользу приносят дизайн-системы?

Они стандартизируют интерфейсы, ускоряют разработку, сокращают ошибки, экономят ресурсы и повышают качество UX.

Зачем использовать готовые библиотеки дизайн-систем?

Ant Design, Material UI и другие библиотеки быстро внедряют стандарты и ускоряют разработку интерфейсов.

В чем отличие дизайн-системы от UI-кита?

UI-кит — стандартный набор визуальных элементов. Дизайн-система включает UI-кит, код, гайдлайны и правила для согласованного интерфейса.

Хотите лучше разобраться в вопросе?

Приходите на бесплатное занятие в вашем городе и получите ответы от практикующих экспертов

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Мы свяжемся с вами в течение дня

💫

Перезвоним и поможем подобрать курс

👍

Запишем на бесплатные пробные занятия

💯

После рассчитаем финальную стоимость с учетом возможных льгот, текущих скидок и выбранного пакета