%

начни
бесплатно

21:46:09

6 дней

%

Все статьи

Первое приложение на iOS: гайд для тех, кто хочет войти в ИТ без мучений

Пошаговое руководство по созданию первого iOS-приложения для новичков: от идеи до публикации в AppStore — просто и понятно

Первые шаги в создании приложения на iOS
Первые шаги в создании приложения на iOS

Вы когда-нибудь смотрели на экран айфона и думали: «А почему бы и мне не сделать свое приложение?» Если да — отлично. Если нет — все равно читайте дальше: возможно, эта статья станет тем самым пинком, который запустит вашу первую разработку. Здесь не будет заумных слов, только логика, примеры и немного волшебства Swift.

Что нужно для начала

Разработка под iOS — это как открыть ресторан: без кухни и поварских ножей никуда. Ваш Mac — это кухня, Xcode — это печь, Swift — это ингредиенты. Без них можно мечтать, но не готовить.

Вот ваш базовый набор:

  • Mac или MacBook. Желательно не древний, чтобы Xcode не тормозил. Альтернатива — облачные Mac-сервисы, но там неудобно и медленно;

  • Xcode — бесплатный и официальный инструмент от Apple. Содержит все, что нужно: редактор кода, визуальный редактор интерфейсов, симуляторы устройств;

  • Apple Developer Account. Бесплатной версии достаточно, чтобы тренироваться и запускать приложение на симуляторе. Но если захотите установить его на реальный iPhone или опубликовать в App Store — придется оформить платную подписку ($99 в год);

  • Swift — основной язык программирования под iOS. Лаконичный, современный и постоянно развивающийся.

Ваше первое заклинание на Swift:

print("Привет, iOS!")

Начните с классической команды

Планирование приложения

Перед тем как прыгнуть в омут разработки, нарисуйте карту. Без четкой цели вы быстро заблудитесь в лабиринтах кода.

Нет времени читать статью?

Получите ответы от практикующих специалистов на бесплатном занятии в вашем городе

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Вот как выглядит рациональный подход:

  1. Определите проблему, которую решает ваше приложение. Это может быть что угодно: от «напоминать пить воду» до «делать селфи с таймером и фильтром».

  2. Сформулируйте простую идею. Если не можете объяснить ее другу за 30 секунд — значит, пока не ясно и вам.

  3. Набросайте макеты экранов. Не бойтесь корявых схем. Главное — понять: куда пользователь нажимает, куда попадает, что видит.

  4. Используйте инструменты прототипирования:

  • Figma — отлично подходит для новичков;

  • Sketch — если хотите чувствовать себя дизайнером;

  • Бумага и ручка — если вы олдскул и гордитесь этим.

Прототип — это не арт-объект, а навигатор. Он покажет, что реально, а что — фантазия.

Основы Swift и iOS SDK

Swift — язык, который не пугает. Он читабельный, логичный, и Apple явно старалась, чтобы его полюбили даже новички.

Вот азы:

  • переменные — контейнеры для хранения данных:

var имя = "Айфон"   

Как обозначать переменные

  • функции — куски кода, которые делают что-то полезное:

func приветствие(кому: String) {
    print("Здравствуйте, \(кому)!")
}

Вводим в код функции

  • классы и структуры — если вы хотите моделировать объекты: пользователя, задачу, товар.

iOS-приложение — это набор экранов, событий и данных. Все это связывает между собой SDK (Software Development Kit) — набор библиотек от Apple. Вы работаете с ним через UIKit или SwiftUI.

  • UIKit — старейший, мощный, но требующий больше ручной работы;

  • SwiftUI — более современный, декларативный. Вы описываете, что хотите видеть, и система делает остальное.

Пример простого экрана в SwiftUI:

struct ContentView: View {
    var body: some View {
        Text("Привет, мир!")
            .font(.title)
            .padding()
    }
}

Так может выглядеть ваш первый проект в SwiftUI

Создание первого проекта в Xcode

Вы готовы запустить первый проект. Это проще, чем кажется:

  1. Откройте Xcode, нажмите «Create a new Xcode project».

  2. Выберите шаблон App и язык Swift, интерфейс — SwiftUI или UIKit.

  3. Придумайте название — пусть отражает суть, но не звучит как «Test123».

  4. Выберите папку, сохраните проект — и вот перед вами пустое приложение.

Добавьте на экран что-то простое — например, текстовое приветствие. Вы уже сделали шаг вперед:

struct WelcomeView: View {
    var body: some View {
        VStack {
            Text("Здравствуйте!")
                .font(.headline)
            Text("Это ваше первое приложение.")
                .foregroundColor(.gray)
        }
        .padding()
    }
}

Ваш первый проект в Xcode

Используйте симулятор, чтобы посмотреть, как все выглядит на разных моделях iPhone.

Работа с данными

Ваше приложение не будет полезным, если не умеет сохранять информацию. Даже самый простой список дел требует хранения.

Вот как можно это реализовать:

  • UserDefaults — самый простой способ сохранить маленькие кусочки информации: имя пользователя, флажок «запомнить меня», последний открытый экран:

UserDefaults.standard.set("Анна", forKey: "имяПользователя")

Сохраняем данные о пользователе

Чтобы достать обратно:

let имя = UserDefaults.standard.string(forKey: "имяПользователя")

Получаем данные

  • Массивы и структуры — чтобы работать с коллекциями данных например, списками задач:

struct Задача {
    var название: String
    var выполнено: Bool
}

let задача1 = Задача(название: "Купить молоко", выполнено: false)

Работа с коллекциями данных

  • работа с API — если приложение подключается к интернету (например, показывает курс валют). Используйте URLSession:

struct Задача {
    var название: String
if let url = URL(string: "https://api.exchangerate.host/latest") {
    URLSession.shared.dataTask(with: url) { данные, _, _ in
        if let данные = данные {
            print("Получили: \(данные)")
        }
    }.resume()
}

Программист использует в работе API

На этом этапе важно: не пытайтесь охватить все сразу. Начните с малого: заставьте данные появляться и исчезать.

Улучшение интерфейса и пользовательского опыта (UX/UI)

Вы можете написать идеальный код и связать все данные, но, если интерфейс неудобен — пользователь уйдет. Хороший дизайн — это не красота ради красоты, а комфорт, предсказуемость и логика.

Советы, которые улучшат ваш UX/UI:

  • Минимум кликов до результата. Не заставляйте пользователя рыться в меню, чтобы добавить задачу или найти нужную опцию;

  • Используйте системные компоненты Apple — NavigationView, TabView, Toggle, TextField. Пользователь узнает их интуитивно;

  • Контраст и читаемость. Черный текст на белом фоне — не скучно, а удобно. Убедитесь, что шрифты не слишком мелкие;

  • Анимации — с умом. Маленькое появление кнопки или плавный переход между экранами делает взаимодействие приятнее. Но не переборщите;

  • Поддержка темной темы. В SwiftUI это просто:

Color.primary // автоматически адаптируется под тему

Улучшайте UX/UI-дизайн, чтобы привлечь ЦА и улучшить ее опыт взаимодействия с продуктом/услугой

Поставьте себя на место пользователя: «Мне удобно нажимать эту кнопку? Я понимаю, что произойдет дальше?» Если ответ «да» — вы на правильном пути.

Тестирование приложения

Ваш код может быть гениален, но, если приложение крашится при нажатии кнопки — пользователи не оценят. Тестировать нужно не «по настроению», а регулярно.

Вот с чего начать:

  • Simulator в Xcode позволяет запускать приложение на виртуальных устройствах (iPhone SE, iPhone 14, iPad и т.д.);

  • тестируйте сценарии пользователя: открытие экрана, заполнение формы, ошибки, пустые поля, поворот экрана;

  • Unit-тесты — для проверки логики: например, функция сложения должна всегда возвращать правильный результат;

  • UI-тесты — автоматизированное воспроизведение действий пользователя (нажатия, свайпы, ввод текста);

  • Crash Reports — когда приложение падает на устройстве, Xcode может показать стек ошибок и место, где все пошло не так.

Не стесняйтесь давать приложение друзьям. Они найдут ошибки, которые вы пропустили. Проверено.

Публикация в App Store

Публикация — это как защита диплома. Немного волнительно, но приятно.

Порядок действий:

  1. Создайте иконку (1024x1024 пикселя), сделайте скриншоты экранов для App Store.

  2. Зарегистрируйтесь в App Store Connect под своим Apple ID.

  3. Настройте описание приложения, ключевые слова, категорию.

  4. В Xcode выберите «Archive» → «Distribute App» → «App Store Connect».

Apple проверяет каждое приложение вручную. Обычно это занимает 1–3 дня. Не волнуйтесь, если отклонят — дадут причину, вы поправите и попробуете снова.

Полезные ресурсы

Вы не обязаны все знать. Главное — знать, где искать.

Вот несколько надежных источников:

И, конечно, можно пользоваться ChatGPT. Только не позволяйте ему делать всю работу за вас. Во-первых, сами ничему не научитесь. Во-вторых, подобные сервисы еще очень далеки от идеала с точки зрения написания кода.

Для получения системных знаний в области программирования — будь то Swift или Python — загляните на сайт ИТ-школы Академия ТОП. Вы найдете подходящий курс и сможете выбрать удобный формат обучения. Опытные менторы помогут освоить любое направление с нуля и дойти до уровня востребованного специалиста в комфортном темпе. А в первом трудоустройстве помогут портфолио с реальными кейсами и поддержка карьерной команды.

Мы собрали подборку курсов для людей с разным уровнем подготовки

Хотите стать программистом?

Мы собрали подборку курсов для людей с разным уровнем подготовкиПерейти

Создание iOS-приложения — это не магия, доступная только избранным. Это путь, который начинается с одного экрана и пары строк кода. Все, что нужно — интерес, терпение и немного упрямства. Остальное вы обязательно освоите.

Хотите лучше разобраться в вопросе?

Приходите на бесплатное занятие в вашем городе и получите ответы от практикующих экспертов

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных