Интернет-маркетинг — ведущая область современного маркетинга. Сегодня большинство компаний рекламируют и продают свои продукты при помощи интернета: настраивают таргет, создают бренды в соцсетях или торгуют через маркетплейсы. В статье разберем, что за зверь – интернет-маркетинг, как войти в профессию и начать зарабатывать приличные деньги.
Содержание:
Что такое интернет-маркетинг
Зачем бизнесу нужен интернет-маркетинг
Основные направления
Чем занимаются интернет-маркетологи
Основные инструменты интернет-маркетолога
Ключевые навыки в интернет-маркетинге
Как привлекать клиентов: пошаговый гайд
Где учиться на интернет-маркетолога
Сколько зарабатывают интернет-маркетологи?
Плюсы и минусы профессии
Интернет-маркетинг: база
Интернет-маркетинг, или digital-маркетинг — это процесс продвижения продукта компании посредством интернета. Ключевые задачи процесса — определить потребности целевой аудитории (ЦА), предложить решения потребностей и получить доход путем реализации продукции. Internet-маркетинг является видом традиционного маркетинга, однако вся деятельность ведется только онлайн.
В области digital-маркетинга существует множество подходов и инструментов. Это могут быть промо-кампании в соцсетях, регистрация на Яндекс-картах, публикация контента в блоге или других веб-ресурсах.

Какие задачи помогает решать бизнесу web-маркетинг:
сформировать репутацию;
поддерживать и повышать доверие клиентов;
показывать экспертность через кейсы, гайды;
выстраивать воронку продаж;
знакомить с новыми продуктами;
собирать данные пользователей для email-рассылок и прочих рекламных активностей;
призвать к повторной покупке.
Интернет-маркетинг востребован во всех сферах. Для многих компаний он становится основным каналом привлечения клиентов, а отдельные бизнесы ориентированы исключительно на online-продажи.
Зачем бизнесу нужен интернет-маркетинг
Digital-маркетинг позволяет максимизировать доходность компании. Бизнес, который игнорирует этот инструмент, получает меньшую прибыль по сравнению с конкурентами.
Две глобальные цели internet-маркетинга:
прямые продажи и генерация лидов, или performance-маркетинг. Когда нужно в сжатые сроки повысить продажи и прибыль, специалисты привлекают новых потребителей или бустят лояльность постоянных клиентов;
работа над брендом, или бренд-маркетинг. Деятельность направлена на увеличение лояльности потребителей, создание позитивного имиджа товарного знака. Это непосредственно воздействует на уровень продаж: при большой узнаваемости и положительном имидже потребители охотнее покупают продукцию торговой марки.
Механизмы обеих целей нередко применяют в сочетании друг с другом. Подход, при котором компания одновременно работает над увеличением продаж и укреплением реноме, называется брендформанс-маркетингом.
Основные направления интернет-маркетинга
Internet-маркетинг делится на различные направления по инструментам и подходам для реализации целей. Перечислим наиболее распространенные методики.
Контекстная реклама
Распространяется посредством поисковых систем как реакция на запросы юзеров. Допустим, вы вводите в поисковике «Redmi Note 13 купить» – и видите объявления разных интернет-магазинов, которые продают смартфон.

Контекстная реклама – в числе ключевых онлайн-инструментов interenet-маркетинга. Отдельные компании делают ставку в вопросе привлечения покупателей исключительно на этот метод, игнорируя остальные.
Таргетированная реклама в соцсетях
Таргет – еще один мощный инструментарий internet-маркетинга. Он направляет рекламу на конкретных пользователей социальных сетей (в английском языке «target» – цель).
Например, производитель чипсов настраивает рекламу продукта на молодых людей обоих полов в возрасте 15-35 лет, а производитель крема от морщин – на женщин в возрасте 40 лет и старше. Другим категориям потребителей объявление не показывается ввиду потенциального отсутствия интереса.

SEO
SEO – популярное «оружие» internet-маркетинга, направленное на повышение места сайта в выдаче по ключевым запросам бизнеса и привлечение целевого онлайн-трафика. SEO-оптимизация – совокупность работ по апгрейду всего веб-ресурса и его страниц.

Грамотная SEO-оптимизация позволяет привлекать на ресурс потребителей с минимальными расходами. Компании с грамотно настроенными SEO-параметрами зарабатывают даже без привлечения рекламы.
SMM
SMM-маркетологи обеспечивают продвижение товаров бренда в соцсетях. Компании открывают социальные аккаунты на популярных платформах и взаимодействуют с ЦА – привлекают подписчиков, рекламируют преимущества своего товара, проводят акции и розыгрыши.

Основная цель SMM – привлечение клиентов из «Вконтакте», «Телеграма» и прочих соцсетей. Кроме того, SMM-специалист формирует позитивное впечатление о компании через приятный визуал, повышает узнаваемость благодаря оригинальным рилсам, шортсам, постам.
Контент-маркетинг
Инструмент продвижения продукта или услуги через контент – обзоры, чек-листы, гайды, видеоподборки и т.д. Контент распространяют на официальном сайте бренда, в соцсетях, СМИ, на форумах и иных тематических площадках.

Контент-маркетинг не бустит продажи, его основная задача – прокачка репутации бренду. Посредством контента бренд демонстрирует свою экспертность в той или иной сфере и завоевывает доверие читателей, которые в перспективе могут стать покупателями.
Другие направления
Вкратце перечислим прочие направления интернет-маркетинга:
партнерский маркетинг – реферальная система, когда один клиент приводит другого (или нескольких) и получает за это вознаграждение или бонус;
инфлюенс-маркетинг – инструмент продвижения через рекламу у популярных личностей со схожей ЦА: блогеров, певцов, инфлюенсеров;
email-маркетинг – продвижение через рассылки на электронную почту;
чат-бот маркетинг – с помощью чат-бота сегодня можно создать полноценную воронку продаж;
медийная реклама – охват максимально широкой ЦА и представление ей бренда или продукта. Характерные примеры медийной рекламы – баннер на сайте, по клику на который вы попадаете на нужную страницу или к интересующему товару.
Для более эффективной работы internet-маркетинга эксперты советуют применять методики в комплексе. Например, можно заниматься SEO-оптимизацией, email-рассылками, оформлять экспертные статьи и добавить таргет.
Чем занимаются интернет-маркетологи
Для контроля за всеми методами бизнесмены обращаются к интернет-маркетологам. Из названия профессии понятно, что эти люди отвечают за различные варианты и инструменты продвижения бренда в онлайне, разрабатывают и воплощают в реальность промо-стратегию работодателя.
Обязанности специалиста напрямую зависят от выбранных инструментов, целей и доступного рекламного бюджета. В некоторых организациях маркетолог самостоятельно запускает рекламу в «Яндекс Директе» и управляет аккаунтами в социальных сетях, в других – отвечает за стратегическое управление всем маркетингом.
На рынке есть узкопрофильные специалисты, которые работают только с одним направлением. Например, SMM-маркетолог отвечает исключительно за работу соцсетей: определяет ЦА, создает контент-план, подбирает подрядчиков для создания контента и составляет ТЗ для них, формирует сметы расходов и т.д. Однако больше ценятся универсальные специалисты, способные охватить хотя бы 2 направления.
Вот базовый список задач internet-маркетолога:
мониторить рынок — отслеживать изменения в индустрии, анализировать прогнозы спроса и тенденции;
изучать конкурентные порталы и стратегии — анализировать действия других компаний и использовать полученные данные для улучшения своей стратегии;
изучать ЦА — проводить исследования, чтобы точно понимать потребности и предпочтения клиентов;
разрабатывать и согласовывать стратегии продвижения — планировать маркетинговые активности, утверждать их с руководством, распределять задачи среди команды и анализировать эффективность;
контролировать внешних исполнителей — находить и управлять подрядчиками, следить за качеством их работы;
управлять бюджетом — эффективно распределять средства на маркетинговые каналы и инструменты.
анализировать трафик и другие метрики — отслеживать посещаемость, продажи и другие ключевые показатели, оперативно реагировать на изменения, оптимизируя результаты.
Основные инструменты web-маркетолога
Платформы для контекстной рекламы. Помогают создавать и размещать объявления, нацеливать их на нужную ЦА, проводить оценку промо-кампаний. Одна из популярных платформ — Яндекс.Директ.
Системы web-аналитики. Дают возможность отслеживать поведение пользователей на сайте, совершенные ими действия – переход на страницу, добавление товара в корзину, клик по баннеру. Эти данные имеют решающее значение при настройке и оптимизации кампании;
Инструменты для анализа поисковых запросов – Яндекс.Вордстат, Google Analytics. Они позволяют отслеживать, как часто пользователи вводят конкретные запросы в поисковой системе. Помимо этого, сервисы предоставляют данные о гаджетах и регионах, из которых поступают запросы, показывают, как изменяется их частота в зависимости от времени.
Платформы для проведения онлайн-опросов. Используются для сбора мнений аудитории по различным вопросам — от частоты посещения тренажерных залов до узнаваемости брендов или предпочтений в рекламе.
Сервисы email-рассылок. Позволяют оперативно отправлять рекламные сообщения или полезные материалы большому количеству пользователей. Многие из них предлагают удобные конструкторы для создания письма из готовых блоков без скилов верстки и дизайна.
Конструкторы сайтов. Позволяют быстро создавать лендинги – страницы, ориентированные на побуждение посетителей к конкретным действиям, таким как покупка, подписка или заполнение контактных данных. С помощью online-конструкторов можно легко собрать и опубликовать страницу без сложной разработки.
Нейросети. ИИ прогрессирует с каждым месяцем и сегодня сильно упрощает работу интернет-маркетолога: облегчает создание текстов для объявлений, статей, рассылок и постов, помогает разрабатывать контент-планы и генерировать идеи. ChatGPT, YandexGPT и прочие подобные инструменты – ваши крутые ассистенты.
Ключевые навыки
Шансы на высокую зарплату растут прямо пропорционально количеству хард- и софт-скилов.
Ключевые hard-skills:
владение аналитическими инструментами – как минимум, Google Analytics, Яндекс.Вордстат, Яндекс.Метрика. Дополнительным плюсом будет знание PowerBI, OWOX BI, Google Data Studio;
базовая SEO-оптимизация (при отсутствии в коллективе отдельного специалиста на этой позиции);
Excel на уровне продвинутого пользователя – пригодится для оформления любых отчетов;
SMM и контент-маркетинг – понимание принципов работы контекстных воронок в социальных сетях, блогах, email-рассылках.
Важные soft-skills:
управленческие качества – бизнес готов платить больше маркетологам, которые могут собрать вокруг себя команду, четко руководить ею, вести переговоры;
навыки анализа – придется анализировать ЦА, ее проблемы, действия конкурентов, итоги своей работы, эффективность прошлых кампаний;
креативное мышление – важно не только определить ЦА, но и найти к ней нестандартный подход, привлечь внимание;
природное любопытство и стремление к приобретению новых навыков;
английский язык – особенно для работы с иностранными компаниями, которые платят очень хорошо.
Как привлекать клиентов: пошаговый гайд для интернет-маркетолога
Перед запуском продвижения придется проделать немалую подготовительную работу:
Вычислить и проанализировать ЦА. Знание желаний и потребностей потенциальных клиентов позволит разработать посылы и маркетинговые активности для привлечения их внимания.
Провести анализ конкурентов. Неотъемлемая часть любой маркетинговой кампании. Нужно выделить лидеров в своей отрасли, проанализировать их преимущества и недостатки – через анализ сайтов, соцсетей, спецпредложений.
Установить цель. После получения базовых данных определите желаемый результат. Цель должна быть реальной, конкретной, измеримой, с четким дедлайном.
Сформировать УТП. Уникальное торговое предложение – основное сообщение бизнеса для потенциальных покупателей, в котором заключены все преимущества и выгоды продукта. УТП показывает, почему покупатель должен выбрать именно вас, а не конкурента. Например, в службе доставки это может быть круглосуточная работа, в онлайн-кондитерской – дизайн торта в подарок.
Составить подробную стратегию маркетинговых мероприятий. Это должен быть четкий пошаговый гайд, который учитывает цели бизнеса, особенности ЦА и рынка, активность конкурентов. Помните, что вожделенный результат не всегда приходит сразу — важно постоянно отслеживать параметры, при необходимости корректировать стратегию.
Подобрать инструменты и методики. Выбор зависит от поставленной цели. Например, для роста объема продаж совершенно нового продукта лучше запустить анонс в соцсети и контекстную рекламу, а для роста популярности компании – заказать рекламу у блогеров и инфлюенсеров.

Где учиться на интернет-маркетолога
В 2025 г. в российских вузах невозможно получить специальность internet-маркетолога с нуля. В некоторых учебных заведениях есть кафедры маркетинга, также предмет преподают на факультетах рекламы и связей с общественностью. Однако обучение ориентировано на традиционные методы, без углубленного освоения интернет-инструментов.
Базовые навыки digital-маркетолога можно приобрести отдельно, изучив SEO, основы программирования, контекстную рекламу, SMM и веб-аналитику. Также можно пройти курсы в онлайн-школах, которые охватывают все эти темы комплексно.
Например, 7-месячный курс «Интернет-маркетолог» есть в Академии ТОП. Программа рассчитана как на полных новичков в профессии, так и на предпринимателей и владельцев бизнеса, которые хотят самостоятельно продвигать продукт без привлечения специалистов извне или контролировать работу нанятых подрядчиков со знанием дела.
Сколько можно заработать?
Рынок нуждается в internet-маркетологах. В 2025 году сотни компаний активно ищут специалистов в данной области, спрос продолжает расти.
Зарплаты зависят от множества факторов:
направление деятельности специалиста;
грейд (уровень компетенции – джун, миддл, сеньор);
навыки;
город и регион;
масштабы и доход компании.
Например, средняя зарплата SMM-специалиста в России весной 2025 г. – 87 тыс. рублей, а SEO-специалисты в среднем получают 107 тыс. рублей (данные «Хабр Карьеры»). Лиды в интернет-маркетинге могут рассчитывать на зарплату в районе 200 тыс. рублей и выше – встречаются даже вакансии на 500-600 тыс.

Плюсы и минусы профессии

Выводы
Web-маркетинг — комплекс инструментов и приемов для продвижения бренда и его продукта в онлайне. Продвижением занимается интернет-маркетолог, который перед запуском проекта изучает ЦА, конкурентов, ставит цель и выбирает инструменты.
Основные задачи маркетолога – дать прибыль бизнесу, сформировать положительный образ бренда. Для этого он использует различные инструменты – от таргетированной и контекстной рекламы до email-рассылок. Изучить интернет-маркетинг с нуля вам поможет курс от Академии ТОП.